Дело 166. Станция С.-Петербург-Варшавский

Панорама главного хода станции С.-Петербург-Варшавский

 

"Незавершённость" петровского замысла трёх лучевых проспектов Петербурга (Невский пр., Гороховая ул., Вознесенский-Измайловский пр.) давно терзала слабые умы петербургских градостроителей советского и пост-советского периода. Долгие десятилетия не давало им покоя тщеславное желание увековечить себя, любимых, поставив в один ряд с основателем города.

Первой попыткой осуществить эти мечтания на практике стал безумный проект "2-й реконструкции Московско-Ямской слободы" (1986-1988), предусматривавший продление Гороховой улицы прямо через тела жилых кварталов. Данный прожект приказал долго жить ещё в конце 1980-х - благодаря усилиям Группы ЭРА тогда было спасено от сноса сразу 42 исторических здания.

Потерпев фиаско с Гороховой улицей, уже в 1990-е проектировщики переключились на Вознесенский и Измайловский проспекты, которые, как известно, имеют своё окончание у Обводного канала, упираясь в Варшавский вокзал. Неоднократные попытки закрыть и снести железнодорожные ворота города столь же неоднократно пресекались как квалифицированными специалистами, так и общественностью. Но это было в более демократичные 1990-е.

В 2000-х властям всё же удалось закрыть вокзал, превратив его в убогий сегмент торгово-развлекательного бизнеса, но необратимых последствий ещё не наступило: вся инфраструктура станции сохранялась в целости, действовал товарный терминал, и возродить вокзал как транспортное предприятие не представляло проблемы. Тем более, учитывая глобальный энергетический кризис, вызванный резким сокращением залежей углеводородов, и мировой тренд развития транспортных систем, предусматривающий безусловный приоритет электрических видов транспорта

Тем временем корпорация "Адамант" выдвинула и начала активно лоббировать проект, предусматривающий полный снос станции С.-Петербург-Варшавский с прокладкой прорезки-продолжения Измайловского проспекта на соединение его с Ново-Измайловским, строительство огромного пост-индустриального коммерческого района с 20-25-этажными стеклобетонными коробками. Данная идея сейчас активно продвигается ОАО "Измайловская перспектива" и его многочисленными преемниками. 

В 2006 году был начат снос станции. Первыми жертвами стали железнодорожные постройки под литерами О и С, уничтоженные зимой 2006/07, после чего настал кризис, и варварский прожект впал в стагнацию, продолжавшуюся до 2012 года. В ноябре прошлого года ковровая зачистка территории станции возобновилась с новой силой: под угрозой уничтожения оказались как официальныо признанные памятники архитектуры, так и здания, преднамеренно снятые КГИОПом Дементьевой с охраны в целях облегчения их уничтожения, а также множество других уникальных образцов промышленной архитектуры, никогда под охраной не состоявших.

Ситуация осложнилась тем, что, в соответствии с Законом № 820-7, с 2009 практически вся территория станции оказалась вне зон охраны вообще, а её здания - почти полностью беззащитными. В добавок к тому, в процессе подготовки градостроительной документации на новый квартал по заказу "Измайловской перспективы" (а значит, на её деньги) мастерской К-7 ОАО "Желдорипотека" был сфабрикован подложный историко-культурный опорный план в составе ППМ района, где около дюжины дореволюционных исторических зданий были показаны как якобы утилитарная застройка хрущёвско-путинского периода. КГИОП и КГА этот опорный план согласовали, судя по всему, вообще не вникая в его содержание.

К концу 2012 года был в значительной степени выкорчеван веер путей вокзала, уничтожены средства сигнализации и связи, прочая железнодорожная техника, руинирован 3-й пакгауз, полностью снесены многие ценные постройки. В результате грязного сговора продажного "градозащитника" Александра Кононова (ВООПИК) с инвестором ("Эталон-ЛенспецСМУ"), в январе 2013 полностью снесён 1-й пакгауз, являвшийся до 2007 года выявленным объектом культурного наследия.

30 марта 2013, после двухмесячного противостояния с градозащитниками и побоища с ОМОНом, почти полностью уничтожен 2-й пакгауз станции.

 

Материалы по теме:

Фотографии исторических зданий станции С.-Петербург-Варшавский

Таким видят будущее станции С.-Петербург-Варшавский инвесторы-вандалы: Из проектной документации

Люда Дзержинская. На месте пакгауза Варшавского вокзала "Адамант" хочет построить бизнес-центр (7 февраля 2013)

Приказы Комитета ГИОП на снятие с охраны памятников ст. Петербург-Варшавский:

Приказ КГИОП от 15 сентября 2006 г. № 8-112

Приказ КГИОП от 22 июня 2007 г. № 8-103

Акции в защиту станции:

"Отстоим пути в Европу!" - Акция Комиссариата социальной мобилизации (26 ноября 2012)

Культурный центр-сквот в захваченном пакгаузе № 2 до штурма ОМОНом (19 января - 4 февраля 2013)

Штурм 2-го пакгауза полицией 4 февраля 2013

Разгром 2-го пакгауза рабочими "Адаманта" после полицейского штурма (4-5 февраля 2013)

Снос 2-го пакгауза 30 марта 2013

Акция анархистов 3 апреля 2013 и Неделя солидарности с политзаключённым Денисом Лёвкиным (15-21 апреля 2013)