Дело 154. Памятники и их охрана

Памятник истории - дом 11/4 на углу Ярославского пр. и Удельной ул.
в Удельной - под угрозой скорого уничтожения. 1999

 

Санкт-Петербург, как известно, - город-памятник, имеющий международное значение. Историческая застройка у нас сохранилась комплексно - не в виде отдельных “памятников”, вкраплённых в пост-индустриальную застройку, а целым огромным массивом площадью в тысячи гектаров. Это отличает С.-Петербург не только от абсолютного большинства городов мира, давно уже превращённых в “нью-йорки” разного масштаба, но и от большинства российских городов. Можно без всякого преувеличения сказать, что в мире не существует ни одного мегаполиса, кроме Петербурга, облик которого формируется именно исторической городской средой.

По этим причинам весь исторический Центр города, в комплексе, включён UNESCO в Список всемирного культурного наследия, и охраняется на основании норм не только национального, но и международного права. Москва в этом Списке тоже некогда состояла, но была исключена - благодаря усердию её многочисленных “реконструкторов”, полностью уничтоживших её как исторический город.

Однако, чем дальше, тем больше дыр образуется в городской ткани. Дома, которые формируют саму среду города, либо просто сносят, оставляя на их месте грязные пустыри, либо заменяют убогими плодами псевдотворческих изысков нынешних горе-архитекторов.

Администрация города, как советская, так и современная, всегда всемерно потворствовала этому процессу. Инвесторы, итак в своём большинстве далеко не пугающие богатством своего интеллекта и культурного багажа, ставятся в такие условия, когда почти любой проект нормальной реконструкции и реставрации исторического здания становится убыточным. Кроме легальных поборов на “инфраструктуру” и т. п., процветает примитивное взяточничество и протекционизм на всех уровнях городской исполнительной власти.

В этих условиях само существование статуса памятников и охраняемых территорий является крайне невыгодным как для властей, так и для "бизнесменов". Администрация города стремится всеми силами уменьшить количество памятников, снять все возможные охранительные ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством, до предела упростить процедуру согласования сносов. Ведь тогда можно будет свободно торговать всем и вся, что ещё уцелело от прошлого великолепия; уничтожать культурное наследие, не опасаясь ответственности за это преступление. Движимая такими устремлениями, Администрация за последние 3 года уже трижды представляла в Москву списки памятников для снятия их с федеральной охраны. И трижды Президент и Правительство РФ издавали соответствующие указы, предлагая перевести по 100-150 памятников на местную охрану. Но и этот процесс отдавался всецело на откуп местных властей.

Благодаря деятельности Группы Спасения памятников и Группы ЭРА 2 июля 1997 года Законодательное Собрание приняло под местную охрану 129 памятников, исключённых первым президентским указом.

 

Материалы по теме:

Закон первый:

Закон второй: