Дело 122. Пешеходные зоны на В.О.

В 1985 году в Москве была открыта едва ли не первая в России "пешеходная зона", созданная на базе изуродованного Арбата. В 1986 году нынешний академик РААСН А.В.Махровская опубликовала предпроектные разработки по реконструкции кварталов между 5 и 8-й линиями, Большим и Средним пр. Васильевского острова.

Именно эти две предпосылки лежали в основе тех амбициозных устремлений мэрии С.-Петербурга, которые привели к созданию в 1994 году АРРТ "Васильевский остров" и предпроектов по строительству чего-либо подобного на 6-7-й линиях Васильевского острова и в Солoвьёвском пер. (ныне ул. Репина).

Арбат как "пешеходная зона" откровенно не удался. Вместо "возрождения" старинной улицы получилась омерзительная декорация, прикрывающая своим "красивеньким фасадиком" жуткие пустеющие трущобы и произведённые в процессе "реконструкции" сносы. Но проект по Арбату готовился ни много, ни мало около 20-ти лет.

Генетическое стремление "кабинета Собчака" к профанации всего и вся привело к созданию парочки скоропалительных прожектиков, сляпанных как попало за 1 год. При этом привязка к месту диктовалась в случае 6-7-й линии просто неспособностью мэрии элементарно заасфальтировать несколько сотен метров улицы. Случай Соловьёвского пер. ещё более иллюстративен: это "проект навыворочку", попытка превратить 1 и 2-3-ю линии в нечто вроде грузового подъезда, а сам переулок, исполнявший подобную функцию ещё с XVIII века - в этакий "paradise". При этом в 6-метровом переулке (самый узкий проезд в городе) предполагалось создать ни много, ни мало… "банковский центр" (проект Сахновского).

Концепция "пешеходной зоны" в Соловьёвском пер. была с треском провалена благодаря усилиям Группы ЭРА. Однако, на 6-7-й линиях аналогичный проект был всё же реализован. Как и ожидалось, ничего позитивного из этой зетеи не вышло: улица превратилась в загаженную распивочную и бомж-отель под открытым небом; транспортная ситуация в микрорайоне ухудшилась из-за перевода потока на параллельные линии, и без того загруженные сверх меры, а машины, обслуживающие жителей и магазины, по-прежнему катаются по "пешеходной зоне", объезжая заграждения.

 

Материалы по теме:

Алексей Ярэма. Пир во время чумы: О создании пешеходных улиц в С.-Петербурге