Дело 299. Василеостровский трамвайный парк

 

Васильевский остров, Средний пр., дома 77-79

В 1990-2000-х годах власти Петербурга учинили форменный разгром транспортной системы города, в первую очередь - его уникальной трамвайной системы. "Самый трамвайный город мира" уступил пальму первенства Сан-Франциско, а в Петербурге протяжённость линий и парк вагонов сократились вдвое, в Центре города трамвай почти исчез. Были разрушены важнейшие межрайонные транспортные связи, некоторые районы остались вообще без общественного транспорта. Основным мотивом действий Администрации СПб. было лоббирование интересов частных автоперевозчиков и нефтеперерабатывающих корпораций.

В этот период были закрыты 4 из 9-ти трамвайных парков, 2 из них снесены (Рождественский и Крестовский). И хотя основная волна уничтожения трамвая ушла в прошлое, "уничтожительный" тренд политики властей сохраняется до сих пор. В настоящее время под угрозой уничтожения находятся трампарки № 1 (Московский), № 3 (Петроградский) - но самая серьёзная угроза нависла над парком № 2 (Василеостровским), который сейчас используется в качестве резервной площадки для отстоя вагонов 6-го маршрута. Здесь же размещается уникальный Музей городского электротранспорта, в фондах которого - 77 исторических трамвайных вагонов и троллейбусов XIX-XXI веков.

Исторические постройки парка являются памятниками промышленной архитектуры и охраняются законом. Здания депо построены архитекторами Горенбергом Л. Б. и Тейхманом Ф. О. в 1905-1909 годах; административные и жилые корпуса - архитектором Ламагиным А. А. в 1913-1915. Один из служебных корпусов парка является первой постройкой советского периода в городе и датируется 1923 годом.

Тем не менее, вице-губернатор Алла Манилова и автотранспортное лобби уже третий год используют все возможные ресурсы с целью добиться уничтожения Василеостровского трампарка и отправки 3/4 музейных вагонов на переплавку. На месте последнего транспортного предприятия на острове они мечтают видеть конгресс-холл для проведения международных экономических форумов и скопище бизнес-центров с гостиницами. Найден и "инвестор" для данного проекта - венгерская компания "TriGranit Development". Для успешного продвижения этого проекта задействованы все административные ресурсы, введена цензура в СМИ, "телефонный" запрет на адекватное освещение проблемы стал серьёзной угрозой для пишущих на эту тему журналистов.

Снос Василеостровского трампарка, если его не удастся предотвратить, будет иметь далекоидущие последствия для всей траспортной системы Петербурга. Это единственный уцелевший в этой части города парк, и без него неизбежное в ближайшем будущем возрождение разрушенной трамвайной системы в Центре станет крайне проблематичным.

 

Материалы по теме:

Василеостровский трамвайный парк в фотографиях

Валерия Стрельникова. Трамвай стал в Петербурге изгоем

Василеостровский трамвайный парк: История уничтожения

Василеостровский трамвайный парк: Распил истории

Эпидемия пожаров в Васиоеостровском трампарке не может быть стечением обстоятельств

Начаты работы по сносу Василеостровского трамвайного парка

Открытое письмо ПзаОТ губернатору СПб. о недопустимости ликвидации двух трамвайных парков (14 сентября 2011 г.)

Акции в защиту Василеостровского трампарка:

Верните парк трамваям! (акция ДСПА 9 декабря 2009 г.)

Телегад - вон из парка! (совместная акция Группы ЭРА и ДСПА 17 декабря 2010 г.)

Алла Юрьевна, кушать подано! (акция ДСПА 8 марта 2011 г.)

Старый трамвай рассказал о блокаде (акция ПзаОТ 8 марта 2011 г.)