Аналитическая записка к обращению граждан С.-Петербурга к губернатору Г. Полтавченко по вопросам "реновации" (25 октября 2011)

Коалиция петербургского действия "Градозащита"

25 октября 2011 г.

 

История так называемых «программ реновации» и «развития застроенных территорий» восходит к началу 1990-х годов, когда начали истекать проектные сроки службы «хрущёвских» панельных пятиэтажек и стала очевидной необходимость их срочного расселения и сноса, либо капитальной реконструкции. Было проведено несколько «экспериментальных» реконструкций отдельных зданий этого типа, но этим, к сожалению, всё и ограничилось.

Новый импульс тема реновации получила в 2006 году. Однако, уже в первые версии программ по реконструкции «хрущёвок», как ни удивительно, попали далеко не только они. В числе таких территорий оказался, например, квартал на Садовой улице (между Крюковым каналом и Лермонтовским проспектом) с исключительно исторической, дореволюционной, застройкой и памятниками архитектуры. В тех же программах обнаружились и крупные массивы капитальной сталинской застройки с эксплуатационным сроком порядка 150 лет.

Стало очевидно: вектор мышления авторов этих программ был направлен вовсе не на расселение и реконструкцию зданий, давно выработавших свой физический ресурс и фактически негодных для использования под жильё из-за габаритов квартир и планировочных решений. Основные усилия были сосредоточены на сносе малоэтажных районов для последующей застройки 20-25-этажными, в том числе снова панельными, зданиями – то есть на извлечении максимальной единовременной сверхприбыли с каждого квадратного метра земли, в условиях уже имеющейся инфраструктуры (сетей и т. п.).

Такая подмена понятий вызвала массовое сопротивление жителей исторических и сталинских районов, категорический отказ граждан покидать свои дома, многочисленные акции протеста.

При решении вопросов, связанных с так называемой «реновацией» кварталов нарушены конституционные права граждан. Граждан не спросили, желают ли они «реновации» своих кварталов и устраивают ли их те формы и методы, которые навязывают им власть и строительный бизнес.

Тот Закон Санкт-Петербурга, который лёг в основу программы «реновации», создан в угоду строительному бизнесу, для удобства захватывания территорий, без учёта мнения, интересов и прав жителей Санкт-Петербурга.

«Адресная программа развития застроенных территорий», утверждённая Законом Сант-Петербурга, никогда не обсуждалась с горожанами. При принятии решения о включении территорий в программу мнением граждан не поинтересовались, их поставили перед свершившимся фактом включения их домов в программу реновации. 

В нарушение действующего законодательства были проведены аукционы, на которых земельные участки были проданы вместе с существующими домами и живущими в них гражданами.

Те слушания, которые были проведены, касались проектов планировки и межевания территорий, уже включённых в Адресную программу без обоснования необходимости внесения в перечень «реновируемых» территорий, без учёта ситуации, сложившейся в этих кварталах.

Кроме того, попытки начать «реновацию» таких районов сопровождались (в массовом порядке) преднамеренной фальсификацией инвесторами экспертиз технического состояния зданий, определённых ими к сносу. В ряде районов незаконные действия инвесторов и местных властей были успешно обжалованы в судах. 

Так, в выводах официальной технической экспертизы, выполненной по заказу застройщика квартала 10 города Колпина, утверждалось, что двухэтажные дома постройки конца 1940-х годов, имеют «износ 90%» и потому «аварийны», «опасны для проживания» и т. д. Проведённая по инициативе и на средства жителей независимая экспертиза доказала, что техническое заключение полностью сфальсифицировано. Реальный износ зданий составлял не более 40%, что означало необходимость рядового текущего ремонта. По итогам серии судебных процессов суд признал факты фальсификации и снял статус аварийных со всех зданий квартала. Соответственно, была отменена и его «реновация» через снос. Впрочем, атаки новых инвесторов на квартал 10 продолжаются до сих пор.

Описанная ситуация стала типичной для всех городских территорий, на освоение которых имеются конкретные претенденты-инвесторы. Подобное положение - в исторических кварталах Московско-Ямской слободы (Прилукская/Расстанная ул.), Сосновой Поляны, Нарвской заставы, в 35-м квартале Ржевки и др.

Заметим, что проекты реконструкции микрорайонов, застроенных действительно «хрущёвками», протестов населения, как правило, не вызывают – многие жители выражают готовность к переезду в новые дома. Но, разумеется, если жильё будет как минимум равноценным по таким критериям, как район расположения, размер предоставляемой площади, количество комнат, а уровень комфортности и общее качество строительства должны быть намного выше. Исключение представляет собой 43-й квартал Полюстрова, большинство жителей которого против переезда.

Таким образом, к настоящему моменту в программу «реновации застроенных территорий» оказались включены совершенно разнородные категории жилья:

1. Кварталы исторической (дореволюционной и сталинской) застройки, представляющие собой ценные архитектурные ансамбли и комплексы, как правило, расположенные в пределах зон охраны объектов культурного наследия. Авторами этих зданий являются известные архитекторы – А. А. Зограф, А. С. Никольский, А. А. Оль, Н. М. Шифрин, Н. А. Зазерский и др. Жилые дома в таких кварталах обладают большим запасом прочности, низким физическим износом (как правило, 30-40%) и подлежат безусловному сохранению. Их снос не только недопустим с точки зрения охраны культурного наследия, но и незаконен. Никакое заключение историко-культурной экспертизы не может отменить действующие законодательные акты. Население таких районов в массе своей (70-90%) категорически возражает против «реновации», сноса зданий, переселения в другие районы.

2. Кварталы, застроенные домами эпохи массового крупнопанельного домостроения (после 1960 года, так называемые «хрущёвки», «брежневки» и т. п.), не имеющими какой-либо архитектурной ценности, в большинстве своём выработавшими свой физический ресурс, с морально устаревшими планировочными решениями квартир. Снос (либо кардинальная реконструкция) таких зданий необходим. Население таких районов, как правило, в основном не возражает против реновации и переселения, при соблюдении ряда адекватных условий.

В целях сохранения культурного наследия и во избежание масштабных социальных эксцессов со стороны 150.000-го населения кварталов, подлежащих реновации, необходимо немедленно исключить из программы кварталы 1-й категории. Любые мероприятия по их обновлению и благоустройству должны проектироваться индивидуально, с учётом всех особенностей каждого из них в отдельности, с обязательным участием в принятии решений инициативных групп жителей и обеспечением безусловных гарантий их прав на проживание в ныне занимаемых квартирах. Перспективным является дальнейшее развитие этих территорий как экологичных, «зелёных» районов малоэтажной и коттеджной застройки.

Реновация кварталов 2-й категории должна проводиться на совершенно иных принципах, нежели используемые ныне.При подготовке к её проведению необходим индивидуальный подход к каждому дому; безусловное соблюдение гарантированных российским и международным законодательством прав и свобод граждан.

Только при чётком, обязательном и гарантированном соблюдении законодательства и разумных требований жителей, в том числе:

- новое жильё не должно уступать прежнему по базовым параметрам: расположение нового района проживания (по желанию граждан – в том же квартале, но ни в коем случае не в пригородных районах, расположенных за городской чертой, а тем более в другом субъекте федерации);

- адекватная площадь новой квартиры не только по количеству квадратных метров, но и по количеству комнат; транспортная доступность и обеспеченность социальной инфраструктурой -

может идти речь о возможности «реновирования» некоторых тщательно выбранных кварталов.

Необходимость гарантий и обязательности их соблюдения вызывается теми примерами, которые дают основания гражданам не доверять власти и строительным компаниям. Ни одна из заявленных общероссийских или городских программ (военнослужащим доступное жильё, расселения коммунальных квартир, предоставление жилья многодетным или молодым семьям, обеспечение жильем работников системы образования и др.) в городе «не работает».

Нас вынуждают не доверять властям многочисленные примеры нарушения наших конституционных прав и свобод. Достаточно вспомнить, как на протяжении десятилетий доводили до аварийности, как разрушали дома на ул. Шкапина – Розенштейна, как расселяли дом на ул.Союза Печатников, силой выкидывая людей из их жилищ с вытекающими из этого последствиями.

Действующая на сегодняшний день в Санкт-Петербурге программа «реновации» нарушает не только российское, но и международное законодательство. Возможное осуществление этой программы властями города неминуемо приведёт к нарушению международных обязательств Российской Федерации, что негативно скажется на престиже России в мире.

Мы, граждане России, жители Санкт-Петербурга, защищаем свою историю, свой город, своих родителей, детей и внуков. Мы требуем от Губернатора Санкт-Петербурга и возглавляемого им Правительства города неукоснительного соблюдения наших интересов. В противном случае мы оставляем за собой право на защиту наших прав и свобод любыми доступными нам способами, не противоречащими Закону.